Ресурсный центр
СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж"

Инновационная образовательная программа
«Развитие методического сопровождения основных образовательных программ среднего профессионального образования технического профиля с учётом требований работодателей»

НАЧАЛЬНИК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ПОЛЯКОВА АННА ЕВГЕНЬЕВНА
тел. +7 (981) 803-40-13

План на 2019-2021Распоряжение Комитета по образованию №2911 от 30.09.2019 «О признаниии ПОУ ресурсными центрами"Документы Ресурсного центра СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж» доступны по ссылке

     I. Основная идея инновационной образовательной деятельности, включая обоснование актуальности и практической значимости для системы профессионального образования Санкт-Петербурга.
     Типовой задачей образовательных учреждений среднего профессионального образования является максимальная адаптация содержания основных образовательных программ (ООП) среднего профессионального образования технического направления к уровню требований промышленного производства.
     Основной идеей инновационной образовательной деятельности «Развитие методического сопровождения основных образовательных программ среднего профессионального образования технического профиля с учётом требований работодателей» является:
     Развитие структуры, формы и содержания методического сопровождения основных образовательных программ среднего профессионального образования технического профиля в целях адаптации системы подготовки кадров для промышленности и максимальная ее ориентация на запросы производства.
    Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Развитие производства, модернизация имеющегося станочного парка предприятий и применение новейшего оборудования, качественные изменения условий труда, приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения.
    Комплект методического сопровождения профессионального цикла, в настоящих условиях, должен включать в себя не только традиционные элементы (методические указания к практическим и лабораторным работам, методические пособия по выполнению курсовых и дипломных работ), но и материалы, приближающие обучающегося/выпускника и преподавателя/мастера производственного обучения к современным производственным условиям.
    В настоящий момент наметился сдвиг в направлении повышения культуры работы с технической документацией, внедрению системы управления качеством продукции на основе требований ЕСКД, ЕСТД и ЕСТПП. Следовательно, выпускники среднего профессионального образования должны иметь практические навыки работы в условиях действия указанных стандартов.
    Разработанные совместно с работодателями задания для практических, контрольных и самостоятельных работ, материалы промежуточной аттестации, практико-ориентированные задания на экзамены по модулям, задания на учебную практику, учитывающие требования системы управления качеством продукции , все это даст возможность более глубокого понимания обучающимися теоретического материала и овладения практическим опытом.
   Развитие методического сопровождения за счет разработки практических заданий производственного направления, позволит увеличить качество теоретической подготовки с учётом требований работодателей в области освоения навыков работы с нормативной документацией систем ЕСТД и ЕСКД. Разработка типовых пособий по учебной, производственной и преддипломной (для ППССЗ) практикам позволит внедрить в учебный процесс элементы системы управления качеством продукции. Это является неотъемлемым требованием работодателей при подготовке квалифицированных кадров для современного производства во всех отраслях техники, т.к. внешние аудиторские проверки, в настоящее время, проводятся на основании этих требований.
    Преимущества внедрения инновационного методического сопровождения обучения заключаются в следующем:
-Основываясь на производственных задачах методическое сопровождение учебного процесса, устранит разрыв между теорией и практикой;
-Приближение обучающих задач к производству позволит повысить мотивацию получения знаний, умений и практического опыта в работе, т.к. качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
-Привлечение работодателей к созданию методических материалов и их адаптация к реалиям современного производства повысит заинтересованность руководителей предприятий в обучении новых кадров с ориентацией на конкретное предприятие, а также в практическом обучении своего работника;
-Образовательное учреждение, работающее в тесном контакте с реальным производством, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам, в ходе обучения, что увеличивает возможности более глубокого практического ориентирования методических материалов на задачи современного производства.
При этом предприятие получает кадры, полностью соответствующие требованиям современного производства; обучающийся - хорошую профессиональную подготовку с учетом требований развивающегося производства, практические знания и умения в области ЕСТД и ЕСКД, Системы управления качеством продукции ; высокую оплату труда благодаря полученной квалификации; государство - квалифицированные кадры, которые являются фактором экономического развития на длительную перспективу.
     Практическая значимость инновационной образовательной программы заключается в том, что ее реализация даст:
- дополнительные возможности повышения уровня подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих;
- более разностороннее профессиональное развитие обучающихся;
- социализацию и успешную адаптацию молодых рабочих и специалистов среднего звена в производственных условиях, что положительно скажется на качестве их работы в условиях реального производства;
- для работодателей – возможность влиять на образовательный процесс на всех его этапах. Как результат, в качестве соискателей на рабочие места придут выпускники среднего профессионального образования полностью готовые решать сложные задачи современного производства.

II. Цель инновационной образовательной программы.
Цель инновационной образовательной программы:
1. Разработка и развитие содержания, существующего методического обеспечения основных образовательных программ профессионального образования с учетом перспектив развития производственных условий, обеспечивающего повышение качества подготовки выпускников среднего профессионального образования с учетом современных требований промышленных предприятий и системы управления качеством продукции.
2. Установление качественно новых партнерских связей между профессиональными образовательными организациями и промышленными предприятиями на основе взаимной заинтересованности в сотрудничестве и ответственности за результаты подготовки специалистов. Качественный рост квалификации кадров за счет всестороннего вовлечения сотрудников и руководства предприятий не только в процесс организации производственной практики, но уже на начальной стадии профессионального становления будущего квалифицированного рабочего или специалиста среднего звена.
Основные направления взаимодействия образовательной организации и предприятий в области профессионального образования при реализации проекта:
Взаимодействие между образовательным учреждением и промышленными предприятиями реализуются в данном проекте за счет:
- участия работодателей в разработке образовательных программ;
- участия работодателей в разработке методического сопровождения образовательных программ с учетом требований современного производства, при использовании технологических инструкций/условий (требований и т.д.), иных документов технологической и конструкторской направленности предприятий-партнеров;
- организации производственной и преддипломной практик обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов, мастеров производственного обучения;
- тесного взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;
- привлечения к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих производственных подразделениях;
- участия в организации контроля качества подготовки специалистов при поведении итоговой аттестации обучающихся;
- консолидации ресурсов образовательных учреждений и работодателей для совершенствования системы профессионального образования;
- создания и апробации программы вовлечения специалистов - носителей навыков и компетенций в процесс профессионального обучения;
- создания условий для социализации и саморазвития обучающихся;
- привлечение работодателей в качестве руководителей выпускных квалификационных работ не только при подготовке по ППССЗ, но и при реализации ППКРС.
Необходимо отметить, что один из факторов повышения конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования по сравнению с выпускниками ВПО, наличие значительной практической профессиональной подготовки.
Это достигается путем активного взаимодействия с социальными партнерами - промышленными предприятиями города и области. Требования современного производства включают в себя знания в области системы управления качеством продукции.
Внедрение элементов системы управления качеством продукции в процесс обучения невозможно рассматривать без участия работодателей, поэтому выстраивается новый формат взаимоотношений при реализации программ среднего профессионального образования.

III. Задачи инновационной образовательной программы
1. Создание сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования по техническим направлениям, заинтересованных в разработке современного методического сопровождения профессионального образования в рамках освоения основных образовательных программ ППКРС и ППССЗ;
2. Разработка модели методического сопровождения предметов профессионального цикла, учебной и производственной практики, преддипломной практики при подготовке по программам ППКРС и ППССЗ;
3. Внедрение разработанных образовательных технологий в подготовку специалистов и рабочих кадров совместно с представителями предприятий;
4. Оказание содействия в решении проблемы кадрового обеспечения предприятий города за счет специалистов и рабочих кадров, имеющих практические навыки работы в условиях применения системы управления качеством продукции;
5. Повышение квалификации производственного и педагогического персонала с целью обеспечения качества подготовки рабочих в условиях применения системы управления качеством продукции;
6. Создание условий для ускоренной адаптации выпускников профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по программам в условиях применения системы управления качеством продукции;
7. Внедрение полученных результатов реализации инновационной образовательной программы